Разборка. Наиболее часто необходимость ремонта коробки передач определяют во время движения мотоцикла: по сильному шуму зубчатых колес, рывкам в трансмиссии, самовыключению передач. В каждом случае ремонта коробку передач разбирают лишь в необходимом объеме. Перед разборкой из нее спускают масло (лучше, когда оно еще теплое), заливают 1 л керосина, проворачивают валы коробки и затем сливают его.
Механизм коробки передач 6204 собран в литом неразъемном картере с тремя съемными крышками: передней, служащей опорой для подшипников, и двумя боковыми — правой и левой. Основные части коробки передач (разрез по валам) показаны на рисунке 48.
Разбирают коробку передач в следующем порядке: снимают рычаг выключения сцепления, нажимают на передний конец штока выключения сцепления 6 и вынимают ползун выключения сцепления 15 с упорным подшипником и наконечником штока и шток выключения сцепления. Выворачивают болт втулки привода спидометра и вынимают упорную втулку. Вращая ведомый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны диска упругой муфты), вынимают ведомое зубчатое колесо привода спидометра 13. Расшплинтовывают корончатую гайку 14 ведомого вала, вынимают шплинт, отворачивают гайку, снимают шайбу и ведущий диск гибкой муфты карданного вала.
Механизм переключения коробки передач показан на рисунке 49. Для снятия левой крышки в сборе с механизмом ножного переключения нужно отвернуть болты. Отвернув гайку, снять рычаг кривошипа и собачку механизма переключения. Вынуть из гнезда крышки храповик вместе с кривошипом. Снять стопорное кольцо со ступицы храповика. Отвернуть винт крепления правой крышки и снять ее в сборе с сектором и рычагами ручного переключения, снять прокладку крышки. Отвернуть гайку, снять шайбу и выбить клин. Снять рычаг. Вывернуть стопор валика 4 вилок переключения передач в задней стенке картера коробки и, опустив винты, выбить валик со стороны передней стенки картера и вынуть вилки переключения.
Детали пускового механизма, валы и зубчатые колеса коробки передач показаны на рисунке 50. Для снятия рычага 20 пускового механизма отворачивают гайку, снимают шайбу и выбивают клиновой болт. Отворачивают пробку буфера вала пускового механизма и вынимают пружину, а затем штифт буфера (на рис. не показано).
Отворачивают винты крепления передней втулки вала пускового механизма и вынимают втулку. При вывинчивании второго винта удерживают втулку от вращения. Отворачивают винты крепления сальника задней втулки вала, снимают шайбу, сальник, заднюю втулку.
Отворачивают болты крепления передней крышки картера. Легкими ударами алюминиевого молотка по торцу ведомого вала и через оправку по торцу ведущего вала выпрессовывают валы из картера передач вместе с передней крышкой. Отворачивают винты крепления фланца крышки переднего подшипника ведомого вала, снимают фланец, шайбу крышки и регулировочные шайбы. Выпрессовывают из передней крышки ведущий и ведомый валы и подшипники ведомого вала.
При необходимости полностью разбирают ведущий и ведомый валы с помощью приспособления, представленного на рисунке 51. Для спрессовки шарикоподшипника 304 с ведомого вала коробки передач (рис. 51,б) из указанного комплекта подсобных деталей применяют: опорную планку 5, оправку 6 и опорную шайбу 7. Для вы-прессовки роликоподшипника с ведущего вала используют опорную планку 5, оправку 9 и шайбу 12 (рис. 51,в). При выпрессовке шестерни четвертой передачи, шарикоподшипника и маслосгонной муфты с ведущего вала применяют опорную планку 5, гильзу 8 и оправку 9. Подсобные детали, указанные на рисунке 51, в, полностью обеспечивают разборку и сборку валов коробки передач.
Разрез коробки передач МТ-804 (разрез по валам) показан на рисунке 52. Все детали коробки установлены в литом картере. Сзади картер закрыт крышкой. Спереди картер имеет фланец, которым он крепится к картеру двигателя с помощью трех шпилек и одного болта. Снимают, как и у коробки передач 6204, рычаг пускового механизма, рычаг выключения сцепления, ползун, упорный подшипник, наконечник штока выключения сцепления и диск упругой муфты. Отворачивают винты крепления втулки / вала пускового механизма к передней стенке картера и, сбросив заводку пружины 3, отворачивают болты крепления крышки, устанавливают на свое место ось рычага выключения сцепления, продевают через нее мягкий шнур. Удерживая крышку за шнур, легкими ударами выбивают ведущий 9 и ведомый 10 валы. Снимают крышку и прокладку.
С ведущего вала снимают зубчатое колесо заднего хода, а с ведомого - зубчатое колесо заднего хода с вилкой включения. Вынимают вал 5 пускового механизма в сборе, снимают с промежуточного вала 5 пружину и зубчатые колеса 33 и 32 пускового механизма и шайбы. Сдвигают валик вилок переключения из отверстия в картере (не вынимая его из вилок переключения); выводят вилки с валиком из пазов диска переключения. Надевают диск упругой муфты 26 на ведомый вал и закрепляют его гайкой. Легкими ударами по торцу ведущего вала и диску упругой муфты выпрессовывают валы с вилками из картера. Оттягивают рычажный фиксатор и снимают с оси диск переключения.
На рисунке 53 показаны ведущий и ведомый валы и пусковой механизм в разобранном виде, а на рисунке 54 — детали механизма переключения коробки передач с задним ходом.
Для снятия с картера вала переключения передач 5 (см. рис. 54) вынимают валик собачки 16, собачку 17 и пружину 14, расшплинтовывают и отворачивают гайку 19 крепления кулачка кривошипа 3 и снимают его со шлицев вала переключения.
Извлекают из картера (рис. 55) штифт 29, снимают рукоятку включения заднего хода 17 и вынимают из картера рычаг включения задней передачи 31.
|