Немного найдется энтузиастов, эксплуатирующих свои мотоциклы круглый год. Зимнее время предъявляет повышенные требования к водителю. Снижается безопасность движения, частые гололеды и укатанный снег не обеспечивают необходимого сцепления колес мотоцикла с дорогой. Кроме того, в зимнее время года запуск двигателя несколько затруднен - под действием холода смазка в картере густеет, и испаряемость бензина резко падает.
Поэтому несколько советов по консервации и хранению мотоциклов будут полезны водителям, которые прекращают эксплуатацию машины с наступлением холодов. К сожалению, есть еще такие мотоциклисты, которые забрасывают на полгода свой мотоцикл, покрытый слоем осенней грязи. Естественно, такая «консервация» пользы не принесет, а, наоборот, намного сократит срок службы мотоцикла.
Работы, связанные с консервацией, лучше проводить в хорошую погоду. Прежде всего, мотоцикл необходимо тщательно вымыть, применяя современные моющие средства: «Автошампунь», порошки «Лотос» и «Новость». Шланговая мойка не рекомендуется, так как вода под большим напором может попасть в воздухоочиститель, глушители, приборы электрооборудования и даже в цилиндры двигателя. Двигатель моют специальными средствами для мытья двигателей, с последующей протиркой насухо. После мойки двигатель завести и прогреть до рабочей температуры, чтобы испарилась влага.
Желательно, чтобы работы, связанные с консервацией, совпали по времени с работами, предусмотренными в техническом обслуживании «ТО-1» или «ТО-2». Это намного упростит подготовку мотоцикла к эксплуатации весной. Работы, связанные или приуроченные к консервации, необходимо начинать с очистки от нагара цилиндра и выпускной системы, применяя при этом состав, указанный в разделе «Вспомогательные мате-риалы». Для этого:
Снять головку цилиндра, сферическую внутреннюю поверхность которой после размягчения нагара составом, указанным в разделе «Вспомогательные материалы», прочистить скребком овальной формы и наждачной шкуркой. Затем снять цилиндр, закрыть кривошипную камеру чистой салфеткой, чтобы исключить попадание в нее нагара. Скребком убрать нагар с днища поршня и проверить состояние колец в канавках. При наличии нагара в канавках поршня необходимо кольца снять и очистить канавки от нагара, поставив затем кольца на место. Таким же способом очистить от нагара выпускные окна в цилиндре и осторожно убрать салфетку.
Перед установкой цилиндра на место стыки колец сориентировать против стопорных штифтов. Очистка выхлопных труб от нагара после размягчения также производится при помощи скребка с последующей промывкой бензином или керосином. Для очистки глушителя необходимо вынуть акустический фильтр из корпуса глушителя. Соблюдая меры противопожарной безопасности, прожечь фильтры на огне, после чего легким обстукиванием удалить хрупкий налет. Корпус глушителя просмотреть на свет. Если отверстия в перегородке 2 (рис. 26) «обросли» нагаром, их необходимо прочистить металлическим стержнем диаметром 8 - 9 мм. Установив выхлопные трубы с корпусами глушителей на место, запустить двигатель. Выхлопные газы выбросят оставшиеся частицы нагара из выпускной системы. Установить на место акустический фильтр.
Кроме консервации наружных поверхностей, необходимо произвести консервацию внутренних деталей коробки перемены передач, цилиндра, поршня, поршневых колец и других деталей кривошипно-шатунного механизма. Рекомендуется заменить масло в коробке передач свежим - оно обладает лучшими консервирующими свойствами и отпадает необходимость замены его весной. Консервацию цилиндра и кривошипно-шатунного механизма можно производить двумя способами. Первый представляет некоторую сложность, но является более эффективным.
Двигатель запустить и прогреть до рабочей температуры, затем при снятом воздухоочистителе шприцем при увеличенных оборотах двигателя впрыснуть малыми порциями непосредственно в патрубок карбюратора 80 - 100 см" автотракторного масла. Одновременно с впрыскиванием последних порций масла закрыть бензокраник и после остановки двигателя выключить зажигание.
Второй способ консервации гораздо проще, но качество ее получается ниже, так как в процессе консервации смазываются только цилиндр и поршень с кольцами, а детали кривошипно-шатунного механизма остаются почти сухими.
Прогреть двигатель, вывернуть свечи зажигания, через отверстия в головках цилиндров залить 25 - 30 см' автотракторного масла. Затем при помощи рычага пускового механизма провернуть несколько раз коленчатый вал.
ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ. При эксплуатации мотоцикла на пыльных проселочных дорогах уход за воздухоочистителем имеет особое значение и не представляет сложности. Заключается он в следующем:
Отвернув винты, снять воздухоочиститель, снять масляную ванну и достать сетку, промыть все детали в чистом бензине; налить в ванну 0,2 л автотракторного масла или масла КС-19 ГОСТ 9243-75, обладающего повышенной вязкостью, и произвести сборку
ЦЕПЬ ПЕРЕДАЧИ НА ЗАДНЕЕ КОЛЕСО промыть в бензине и опустить в сосуд с расплавленной консистентной или графитной смазкой на 20-30 мин., установив затем ее на место. При установке замка цепи нужно обратить внимание на то, чтобы разрез защелки замка цепи был обращен в сторону, противоположную движению цепи.
ТРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ, СЦЕПЛЕНИЕМ И КАРБЮРАТОРОМ промыть в бензине или керосине и смазать автотракторным маслом. Смазку производить, как показано на рисунке 8. Процесс этот можно ускорить, передвигая канатик троса в оболочке. Полезно произвести смазку рукоятки управления дросселем карбюратора на руле.
ТОПЛИВНЫЙ БАК С БЕНЗОКРАНИКОМ И ОТСТОЙНИКОМ так же, как и остальные части мотоцикла, требует периодического ухода и консервации. Самым простым и эффективным средством является полная заправка бака смесью бензина с маслом.
Весной топливо необходимо из бака слить через отверстие бензокраника, профильтровать и залить вновь. Одновременно промыть бак, бензокраник и карбюратор.
АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ с мотоцикла снять, проверить уровень и плотность электролита в каждой банке (секции) аккумулятора. При необходимости довести плотность и уровень до нормы согласно таблице, помещенной в разделе «Электрооборудование».
КОЛЕСА. Не исключено„что в осенний период в подшипники колес попала вода, которая может вызвать коррозию. Поэтому необходимо колеса снять, проверить состояние подшипников, тормозных колодок, кулачков и редуктора спидометра. После осмотра смазать их консистентной смазкой.
ГИДРОАМОРТИЗАТОРЫ ПЕРЕДНЕЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ ВИЛКИ И ПОДВЕСОК ЗАДНЕГО КОЛЕСА требуют периодического ухода и проверки. При подготовке мотоцикла к зимней стоянке будет полезным проверить состояние амортизаторов, промыть их и заменить гидравлическую смесь. Поверхность хромированных и оцинкованных деталей покрыть разогретым техническим вазелином или асфальт-лаком. Прошприцевать все точки, имеющие пресс-масленки. На этом подготовку к зимней стоянке можно считать законченной. Остается закатить мотоцикл в сухое помещение и установить его на центральную подставку. Под раму бокового прицепа установить деревянную подставку с таким расчетом, чтобы колесо не касалось пола. Хранение мотоцикла вблизи кислот, щелочей, минеральных удобрений и других агрессивных сред не допускается.
ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛА К ЭКСПЛУАТАЦИИ (РАСКОНСЕРВАЦИЯ)
Если мотоцикл был хорошо подготовлен к зимней стояке, перед его эксплуатацией остается выполнить минимум операций, обеспечивающих надежную работу его систем и безопасность движения.
Прежде всего необходимо принести в рабочее состояние аккумуляторную батарею, так как слабо заряженная батарея затруднит запуск и проверку всех приборов электрооборудования. С помощью салфетки или ветоши, смоченной в бензине или керосине, убрать всю консервацию с внешней поверхности мотоцикла. Удалить смазку из цилиндра и кривошипно-шатунного механизма способом, описанным в разделе «Пуск двигателя». После пуска двигателя необходимо поддерживать повышенные обороты до появления нормального (бездымного) выхлопа, иначе оставшаяся в кривошипно-шатунном механизме смазка может забрызгать (замаслить) свечи.
Проверить состояние контактов прерывателя. При наличии нагара контакты зачистить стеклянной шкуркой и протереть. Фетровый очиститель кулачка пропитать автотракторным маслом или смазкой ЦИАТИМ-201. Проверить зазор между контактами прерывателя и регулировку опережения зажигания, состояние тормозов и отрегулировать сцепление. Проверить давление воздуха в шинах, при необходимости их подкачать.