КРАТКИЕ ПРАВИЛА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВОЖДЕНИЮ МОТОЦИКЛОВ
Перед началом движения необходимо убедиться, что выезд на проезжую часть дороги не создает угрозы для транспортных средств, движущихся в попутном направлении. Если движение начинается с обочины дороги или от бровки тротуара, следует подать сигнал начала движения включением левого указателя поворота или рукой, вытянутой в левую сторону. Трогаться с места начинают с 1-й передачи.
Для этого:
Выжать рычаг управления сцеплением и включить 1-ю передачу. Медленным поворотом рукоятки газа на себя увеличить обороты двигателя и одновременно с этим плавно отпустить рычаг сцепления. Доведя скорость движения до 10 - 15 км/час, выжать сцепление, уменьшить обороты двигателя и включить 2-ю передачу. Когда скорость достигнет 20 - 30 км/час, таким же образом включить 3-ю передачу. При переключении передач руководствоваться рекомендациями, приведенными в таблице 1.
Начинающему мотоводителю не следует увлекаться скоростью движения, лучше сосредоточить внимание на освоении приемов переключения передач, трогания с места и торможения. Появление уверенности в управлении мотоциклом, отсутствие скованности - верные признаки готовности водителя к движению на повышенных скоростях. Необходимо помнить, что движение на 3-й и 4-й передачах со скоростями ниже рекомендуемых недопустимо, так как на малых оборотах двигатель работает с перегрузкой, неравномерно и рывками.
Многие считают, что, поддерживая малые обороты при движении, тем самым снижают износ двигателя. Это мнение ошибочно: двигатель мотоцикла ИЖ-ЮЗ высокооборотный и равномерная работа двигателя при движении обеспечивается только при средних и высоких оборотах.
При эксплуатации мотоцикла в летних условиях необходимо внимательно следить за тепловым режимом двигателя, агрегатов силовой передачи и механизмов ходовой части. Не следует двигаться длительное время на 1-й и 2-й передачах, это приводит к перегреву двигателя и быстрому его износу, а у нового мотоцикла во время обката может произойти заклинивание поршня в цилиндре.
Признаком нормальной работы двигателя является хорошая приемистость, равномерная, без перебоев, работа и отсутствие стука в кривошипно-шатунном механизме.
Признаками перегрева двигателя являются: появление стуков, потеря мощности и работа двигателя при выключенном зажигании. Для охлаждения перегретого двигателя следует прекратить движение, выключить зажигание и, если двигатель продолжает работать, включить передачу и остановить двигатель. Охлаждать двигатель водой категорически запрещается - это может привести к выходу из строя цилиндров.
Большие скорости движения допустимы на ровной, сухой дороге, без крутых поворотов, с пологими спусками и подъемами и при отсутствии дорожных помех. Во всех случаях скорость не должна превышать установленную правилами- движения или дорожными знаками
Подъемы лучше преодолевать с разгона, без переключения передач. При появлении звонких стуков в цилиндре следует немного обогатить смесь поворотом рычага топливного корректора, у мотоциклов с карбюратором К-28 - от себя, а с карбюратором К-36 - на себя. Но если двигатель при этом начинает снижать обороты, следует переключиться на низшую передачу. Нельзя выжимать сцепление и увеличивать обороты двигателя для того, чтобы за счет пробуксовки сцепления преодолеть подъем. Такой прием может привести к быстрому износу деталей сцепления.
Если мотоцикл приближается к крутому подъему и не набрал достаточной скорости, необходимо включить 2-ю или 1-ю передачу и не менять ее до конца подъема. В случае остановки двигателя на подъеме следует, придерживая мотоцикл ручным тормозом, запустить двигатель, включить 1-ю передачу и, увеличивая обороты, одновременно плавно отпустить рычаг управления тормозом и рычаг управления сцеплением. Если двигатель при этом останавливается, следует развернуться, спуститься и начать разгон сначала.
При движении на пологих спусках по сухой дороге можно при выключенном сцеплении использовать самопроизвольное движение мотоцикла. Все остальные виды спусков, особенно при движении в горных условиях„преодолеваются при снижении скорости путем торможения двигателем и тормозами колес. В период обкатки мотоцикла ИЖ-ЮЗ, с целью исключения прихвата поршня, рекомендуется на спусках при включенной передаче, кратковременно открывая корректор, обогащать смесь, так как при увеличенных оборотах двигателя поступление смеси в цилиндр резко снижается, и, следовательно, ухудшаются условия смазки поршня. Но при преодолении любых спусков следует строго придерживаться следующих указаний, предусмотренных правилами движения: не останавливать двигатель, не выключать передачу, на крутых спусках горных дорог не выключать сцепления.
Движение по скользкой дороге во время гололеда, дождя или снега требует особого внимания водителя и практического навыка, особенно при езде на мотоцикле без бокового прицепа.
Если при увеличенных оборотах двигателя колеса начинают пробуксовывать и мотоцикл заносит, нужно уменьшить обороты настолько, чтобы двигатель не сообщал излишнего тягового усилия колесам. Торможение лучше производить двигателем, переключившись на пониженную передачу, а не тормозами. Нельзя резко увеличивать обороты двигателя. Спуски преодолеваются на низших передачах.
При эксплуатации мотоцикла с боковым прицепом устойчивость при поворотах вправо и влево неодинакова. При повороте вправо, то есть в сторону бокового прицепа, мотоцикл может потерять устойчивость и под действием инерционных сил опрокинуться. Здесь необходимо знать, что определенной скорости движения мотоцикла соответствует определенный максимально допустимый угол поворота руля. С повышением скорости движения допустимая величина угла поворота уменьшается. Руль следует поворачивать плавно, без рывков, особенно при повороте вправо.
С наступлением темноты, а также при плохой видимости в дневное время (в туман и т.д.) должны быть включены габаритные фонари. На освещенных участках улиц или дорог, в зависимости от, степени освещенности, разрешается движение только с ближним светом фары или габаритными фонарями. Дальним светом можно пользоваться лишь на неосвещенных участках улиц и дорог. Дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства, а также во всех случаях, когда он может вызвать ослепление других водителей. В случае ослепления водитель обязан снизить скорость, а потом съехать на обочину дороги и остановиться. При остановке, (стоянке) на неосвещенных участках должны быть включены передние и задние габаритные огни. Обгонять разрешается только при хорошей видимости и свободном пути и если это не заставит других водителей резко поворачивать или тормозить. Во всех случаях обгона надо всегда соизмерять свои возможности и скорости с обгоняемым и встречным транспортом.
При остановке и кратковременном торможении рекомендуется пользоваться ножным тормозом. При экстренном торможении следует применять ножной и ручной тормоза.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛОВ
Техническое обслуживание включает моечные, заправочные, смазочные, контрольные, крепежные, регулировочные и другие виды работ. По периодичности и трудоемкости выполняемые работы подразделяются на: ежедневное обслуживание «ЕО», первое техническое обслуживание «ТО-1», второе техническое обслуживание «ТО-2».
Ежедневное обслуживание проводится перед каждым выездом. Периодичность «ТО-1» и «ТО-2» устанавливается по пробегу, в зависимости от условий эксплуатации (табл. 2 и 3).
Примечание. Уход за аккумуляторной батареей проводится согласно указаниям, описанным в разделе «Электрооборудование». Текущий ремонт мотоцикла проводится по мере необходимости, независимо от пробега и сроков очередного технического обслуживания.