Неисправности и причины замены данных узлов новыми описаны в разделе «Картер, коленчатый вал и сальники двигателя ИЖ-ЮЗ». Разборка и сборка для ремонта данных узлов производится на снятом с рамы двигателе. Для этого необходимо слить масло из картера, снять генератор и произвести разборку: коробки передач (первичный вал и валики вилок переключения можно не снимать), муфты сцепления с передачей от двигателя на сцепление, пускового механизма и цилиндро-поршневой группы (поршень также можно не снимать). Разборка этих узлов описана выше. Дальнейшая разборка производится в таком порядке: 1. Отвернуть гайки болтов крепления двигателя в задней части и вынуть болты. 2. При помощи выколотки и молотка выбить установочные втулки 34 (рис. 109) на 1/2 длины (заднюю втулку - в сторону правой половины картера). 3. Вывинтить 5 винтов 27, 39, 40 крепления половин картера. 4. При помощи деревянного молотка и монтажной лопатки, которая вводится в пазы задней и передней частей двигателя, разъединить половины картера. 5. Легкими ударами деревянного молотка по плоскости разъема отделить левую половину картера от коленчатого вала (рис. 112).
6. Из отверстия левой половины картера вынуть установочное кольцо 8 (рис. 109) и регулировочные шайбы 10. 7. При помощи оправки через отверстие сальника выпрессовать подшипник 9 в наружную сторону и вынуть второе установочное кольцо 8. 8. Вывинтить винты, снять крышку с сальником 36 правой половины картера коленчатого вала и прокладку 35. 9. Выпрессовать наружную обойму подшипника коленчатого вала из правой половины картера. 10. Выпрессовать оправкой из левой половины картера сальник 7 вместе с обоймой подшипника 2 в сторону кривошипной камеры. 11. Снять при помощи съемника подшипники с полуосей коленчатого вала. Коленчатый вал не разборный и поэтому ремонту не подлежит, за исключением втулки верхней головки шатуна. При повреждении одной половины картера замене подлежат обе половины, поставляемые в торговую сеть в одной сборке. Забоины или неровности на плоскостях разъема удалить шабером, при необходимости плоскости притереть на притирочной плите. Сборка. Удалить засохший лак и очистить плоскости разъема. При сборке следить за равномерной затяжкой винтов, не допуская перекосов. 1. В случае замены подшипников коленчатого вала серии 2505К на полуоси коленчатого вала напрессовать внутренние обоймы с сепараторами и роликами подшипников при помощи оправки и молотка. При этом зазор между внутренними обоймами и маховиком допускается не более 0,1 мм. 2. Установить в левую половину картера установочное кольцо 8 (рис. 109). 3. Запрессовать в левую половину картера со стороны кривошипной камеры сальник 7, установить масло-направляющую шайбу 3 и запрессовать наружные обоймы подшипника 2 в левую и правую половины картера. 4. На левую полуось коленчатого вала надеть наконечник и установить коленчатый вал в левую половину картера (рис. 113), затем наконечник снять.
5. На плоскость разъема левой половины картера нанести кисточкой тонкий слой бакелитового лака СБС-1 или лака ВК-1 в смеси с 10 - 15% алюминиевой пудры и 3 - 5% нитроэмали. 6. Удалить подтеки лака с внутренней и наружной поверхностей стенки кривошипной камеры и соединить половины, совмещая их по контуру разъема. 7. Запрессовать две установочные втулки 34 (рис. 109) и пятью винтами 27, 39, 40 стянуть половины картера. 8. Установить и затянуть болты крепления двигателя в задней части (перед установкой двигателя на раму болты ослабить). 9. При помощи оправки и молотка запрессовать подшипник 9 серии 304 до упора в установочное кольцо 8. 10. Установить второе установочное кольцо и проверить зазор между кольцом и торцом наружной обоймы шарикоподшипника. Если зазор больше 0,25 мм, установить необходимое количество шайб 10 толщиной 0,2 - 0,3 мм между наружной обоймой шарикоподшипника и установочным кольцом. 11. Установить крышку 36 с правым сальником. После сборки проверить вращение коленчатого вала, он должен вращаться легко, без заеданий, зазоры между маховиками и стенками кривошипной камеры должны быть не менее 0,5 мм.