Родина отечественных мотоциклов - г. Ижевск. В 1929 году группой конструкторов под руководством инженера П. В. Можарова были сконструированы и изготовлены пять первых мотоциклов: ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5.
На вновь организованном мотопроизводстве в 1932 году выпускались мотоциклы ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12. Во время Великой Отечественной войны производство мотоциклов было временно прекращено, а уже в 1946 году был начат массовый выпуск модели ИЖ-350. Этот мотоцикл имел одноцилиндровый, двухтактный двигатель мощностью 11,5 л.с., сварную штампованную раму с подпружиненной вилкой переднего колеса. В 1950 году был освоен выпуск мотоцикла ИЖ-49. Эта модель в отличие от предыдущей имела пружинно-гидравлические амортизаторы подвесок переднего и заднего колес. В 1955 году было образовано специальное конструкторское бюро. Им разработана новая модель мотоцикла ИЖ-56. В ней штампованная рама заменена более надежной сварной трубчатой рамой с маятниковой подвеской заднего колеса. Внедрены взаимозаменяемые легкосъемные колеса со штампованными ступицами и закрытой цепной передачей. Изменили облик мотоцикла инструментальные ящики и глубокие грязевые щитки. Мощность двигателя увеличилась до 13 л.с. Чугунный цилиндр заменен алюминиевым, сетчатый воздухоочиститель - инерционным. Часть мотоциклов модели ИЖ-49 и ИЖ-56 выпускалась с боковыми прицепами. В 1961 году появился новый мотоцикл ИЖ-Юпитер с двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л.с., предназначенный для эксплуатации как с боковым прицепом, так и без него. А уже в следующем году завод приступил к выпуску мотоциклов ИЖ-Планета. Экипажные части мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю унифицированы, введено легкосъемное седло, объединенное с задним грязевым щитком, инерционный воздухоочиститель заменен контактно-масляным. Подрессорный передний щиток улучшил проходимость мотоцикла. Повышена комфортабельность бокового прицепа за счет увеличения объема кузова и откидного ветрового стекла.
С 1966 года было начато производство новых моделей ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2. Обе модели явились дальнейшим усовершенствованием предыдущих. Мощность двигателей увеличена у ИЖ-П2 до 15,5 л.с., у ИЖ-Ю2- до 19 л.с. Применение разборных глушителей создало удобство для ухода и обслуживания, а внедрение литых ступиц и тормозных колодок сократило тормозной путь и повысило безопасность движения. За счет применения колес с шинами 3,5 - 18, вместо 3,25 - 19, улучшена комфортабельность и проходимость мотоцикла и в 1,5 - 2 раза увеличена ходимость шин. Модель ИЖ-Ю2 также выпускалась с боковым прицепом.
В 1971 году освоены новые модели мотоциклов ИЖ-Планета-3 и ИЖ-Юпитер-3 (рис. 1, 2). В конструкции этих мотоциклов, с целью унификации, сохранены некоторые узлы прежних моделей, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе длительной эксплуатации. За счет изменения формы бензобака, грязевых щитков, инструментальных ящиков мотоциклы приобрели красивый внешний вид. Впервые мотоциклы оснащены световыми указателями поворота. Высокий полуспортивный руль обеспечил удобную посадку водителю и снизил его утомляемость. Значительно улучшены технические параметры двигателей при том же рабочем объеме цилиндров. Мощность двигателя мотоцикла ИЖ-П3 возросла до 18 л. с., а мощность двигателя ИЖ-ЮЗ - до 25 л.с.
Боковой прицеп БП-1, предназначенный для мотоцикла ИЖ-ЮЗ, отличается не только внешним видом, но и конструкцией. Вместо торсионной подвески колеса установлена маятниковая подвеска с гидравлическим амортизатором. Колесо снабжено тормозом с приводом от рычага ножного тормоза мотоцикла. Для удобства посадки пассажира передняя часть капота кузова сделана выдвижной.
На модернизированных моделях ИЖ-Юпитер 3-01 и ИЖ-Планета 3-01 введен ряд новшеств, направленных на улучшение эксплуатации и повышение активной и пассивной безопасности.
На мотоциклы с боковым прицепом устанавливается стояночный тормоз, расположенный в зоне рычага ножного тормоза. Для постановки мотоцикла на стоянку необходимо нажать на рычаг ножного тормоза и повернуть по часовой стрелке до упора рычаг стояночного тормоза.
Рукоятка управления дросселем катушечного типа, вместо ползунковой, уменьшает угол поворота руки до полного открытия дросселя.
На рулевой колонке устанавливается противоугонное устройство с замком, позволяющее фиксировать рулевую колонку при повернутом вправо руле.
Безопасность езды повышается за счет: введения защищенных дуг, закрепленных на передней трубе рамы; зеркала заднего вида, смонтированного на руле слева; откидывающихся подножек пассажира; резиновых шариков на концах рычагов тормоза и сцепления на руле.
В кронштейне рычага ручного тормоза установлен включатель стоп-сигнала и при нажатии на рычаг загорается лампа стоп-сигнала в заднем фонаре.
Передний щиток так называемого циркульного типа имеет конструкцию крепления, позволяющую регулировать зазор между щитком и шиной в зависимости от дорожных условий.
Для облегчения установки мотоцикла на центральную подставку служит боковая ручка (с левой стороны над амортизатором).
Несмотря на значительные успехи в области мотоциклостроения, конструкторы постоянно работают над усовершенствованием и созданием новых моделей. Разрабатываются новые модели ИЖей класса 350 - 500 см', имеющие более высокие эксплуатационные показатели.
В предлагаемой читателю книге, в отличие от предыдущих аналогичных изданий, подробно описаны устройство двигателей и экипажной части мотоциклов; порядок разборки и сборки основных узлов; даны размеры некоторых посадочных мест и соединений.
Хорошим пособием для мотолюбителя послужат таблицы применяемости деталей и узлов мотоциклов ИЖ-Планета, ИЖ-Юпитер, а также ИЖ-Юпитер-3 и ИЖ-Планета-3.