КОЛЕСА
Колесо (рис. 40) состоит из обода 1, спиц 2, ступицы 3 с тормозным барабаном и мотошины. В ступицу запрессованы 2 шарикоподшипника 16 серии 203 или 60203, между которыми установлена распорная труба.
Защита левого подшипника от попадания пыли и влаги осуществляется сальником 6. С 1965 года взамен фетровых применяются резиновые сальники, которые обеспечивают более надежное уплотнение. С целью уменьшения износа повышена твердость и чистота поверхности опорной втулки, установленной под сальником. На шлицах втулки ступицы переднего колеса, установлено червячное колесо редуктора спидометра. Этими же шлицами осуществляется соединение заднего колеса с ведомой звездочкой.
Чтобы исключить попадание смазки на тормозные колодки, редуктор спидометра и кожух задней звездочки имеют сальниковое уплотнение.
С 1969 года на мотоциклы устанавливаются колеса с литыми ступицами из алюминиевого сплава. Для защиты тормозов от попадания пыли и грязи на крышке переднего тормозного барабана и кожуха задней звездочки предусмотрены кольцевые канавки, которые вместе с торцами литых ступиц образуют уплотнительные лабиринты. Вследствие конструктивных особенностей литой ступицы распорная труба между подшипниками колеса и полуось задней звездочки стали короче, а распорная втулка, устанавливаемая между колесом и маятниковой вилкой, удлинена на 7,5 мл. В связи с этими различиями колеса с литой и штампованной ступицами не взаимозаменяемы. (Заменяются только вместе с передней тормозной крышкой и кожухом звездочки привода заднего колеса).
На мотоциклах марки ИЖ взамен шин 80 - 484 (3,25 - 19"), с октября 1970 года устанавливаются шины 90 - 459 (3,5 - 18"), где 90 - ширина профиля в мм; 459 - посадочный диаметр обода в мм; 3,5 - 18" - те же обозначения в дюймах.
В связи с этим изменены размеры обода. В сроки, предусмотренные «ТО-1» и «ТО-2», необходимо производить перестановку колес местами, то есть заднее колесо установить вместо переднего и наоборот. На мотоцикле с боковым прицепом рекомендуется заднее колесо устанавливать вперед, переднее колесо - на боковой прицеп и колесо бокового прицепа - назад. Такая перестановка обеспечивает равномерный износ протектора шин на всех колесах. Давление, поддерживаемое в шинах, зависит от нагрузки на мотоцикл и распределения нагрузки по колесам. Давление в шинах рекомендуется поддерживать согласно данным таблицы 8.
ТОРМОЗА
Надежная работа тормозов - важнейшее условие обеспечения безопасности движения.
Тормоза переднего и заднего колес имеют одинаковую конструкцию (рис. 41). Тормоз состоит из колодок 13 с тормозными накладками 3, разжимного кулачка 1, шарнирного пальца 5, тормозного барабана, запрессованного в ступицу колеса, и привода.
При нажатии на рычаг ножного тормоза движение передается через тягу 10 на промежуточный рычаг 7, установленный на маятниковой вилке, и от него через заднюю тягу 11 - на рычаг 4 кулачка 1. В резьбовое отверстие задней тяги установлен винт 12, который проходит через рычаг кулачка и служит для регулировки тормозов. При повороте кулачка колодки раздвигаются и прижимаются к тормозному барабану. Возвращение колодок в исходное положение после окончания торможения осуществляется двумя пружинами 2. Аналогично происходит торможение переднего колеса.
С 1969 года в комплект с литой ступицей устанавливаются литые тормозные колодки из алюминиевого сплава АЛ-2. Тормозная колодка имеет специальный вкладыш (пяту), который опирается на тормозной кулачок и обеспечивает возможность регулировки при износе накладок. При регулировке под пяту устанавливаются регулировочные шайбы.
В связи с изменением конструкции колодок вместо шарнирного пальца с пазом устанавливается шарнирный палец, на котором фиксация колодок осуществляется при помощи шайбы и шплинта.
В период эксплуатации мотоцикла необходимо периодически производить регулировку тормозов. Правильно отрегулированные тормоза обеспечивают эффективное торможение, исключая затирание тормозных колодок о барабан и связанный с этим перегрев ступиц колес. Регулировка переднего тормоза производится ввинчиванием или вывинчиванием регулировочного винта в прилив крышки тормозного барабана (рис. 42). Регулировкой добиваются, чтобы свободный ход (до начала торможения) рычага на руле составлял 5 - 10 мм.
Задний тормоз регулируется при помощи винта, который проходит через рычаг тормозного кулачка и упорного винта рычага тормоза. Для этого необходимо вывернуть пробку из кожуха звездочки задней передачи и отверткой (рис. 43) завинтить или вывинтить регулировочный винт. При завинчивании зазор между колодками и барабаном уменьшается. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы торможение начиналось при свободном ходе конца рычага тормоза на 10 - 15 мм. При помощи упорного винта на раме мотоцикла регулируется такое положение рычага, которое обеспечивает удобство пользования тормозами.
|