Сегодня уже никто не удивится, увидев, скажем, на австрийском кроссовом мотоцикле КТМ итальянские тормоза «Брембо» и вилку «Марцохи» или на итальянской «Кадживе» шведский амортизатор «Олинз», западногерманские поршень и кольца «Мале». В спортивном мотоциклостроении почти все зарубежные фирмы отказались от трудоемких и непродуктивных попыток создания новых моделей от начала и до конца, чуть ли не до последнего винтика. Сегодня здесь господствуют широкие связи с поставщиками основных узлов и агрегатов.
Пожалуй, наиболее ярко это проявилось при создании кроссовых мотоциклов с колясками, где нашли применение не только амортизаторы, тормоза и остальные комплектующие самых различных марок, но и двигатели — «Хонда», «Ямаха», «Кавасаки», «Майко», КТМ и других ведущих фирм, установленные в ходовую часть собственной конструкции.
Этот же путь выбрали и конструкторы ВНИИмотопрома в подмосковном городе Серпухове при разработке мотоцикла «Востока» — мотоцикла с коляской для кросса.
На первый взгляд может показаться, что перед его создателями стояла не слишком сложная задача. Стоит лишь купить «фирменные» двигатель, тормоза, амортизаторы — и дело сделано. Однако при проектировании спортивного мотоцикла приходится учитывать множество факторов, исходя из которых и выбирается его основа — цельносварная рама, определяющая оригинальность и ходовые качества новой модели. В ее конструкцию закладываются главные параметры машины — оптимальные соотношения базы, колеи, угла наклона рулевой колонки, положение колеса коляски и центра тяжести.
Здесь-то и пригодился опыт наших инженеров, создавших первый предшественник нынешнего «Востока» около десяти лет назад.
Тогда он имел тысячекубовый четырехтактный двигатель ВНИИ. Затем на смену ему пришли усовершенствованная экипажная часть и более «резвый» двухтактный мотор с двумя цилиндрами КТМ.
С прошлого года ФИМ ограничила рабочий объем двигателей для кроссовых мотоциклов с коляской до 750 см. Это обстоятельство заставило серпуховчан искать новый мотор. Остановились на КТМ-540. Не последнюю роль в этом выборе сыграла и умеренная цена, которую запросила фирма.
После тщательных испытаний на стенде для этого двигателя с рабочим объемом 545 см³ было подобрано несколько вариантов выпускных систем, приспособленных к различным вариантам трасс. Мощность при этом возросла до 67 л. с. при 6500 об/мин, что потребовало повышения надежности сцепления, работающего в масляной ванне. Достичь этого удалось применением дисков с плазменным напылением фрикционного слоя по технологии, разработанной совместно со специалистами тульского НИИ «Прогресс».
Чтобы обеспечить заданные характеристики передней рычажной вилки с ходом колеса 230 мм, пришлось изменить систему клапанов в газонаполненных амортизаторах «Олинз». Для увеличения жесткости подвески в конце хода сжатия понадобилось установить одну за другой по две пружины разной упругости.
Сзади применена подвеска с прогрессивной характеристикой. Нелинейное изменение упругой силы при перемещении колеса до 245 мм достигается особым подбором системы рычагов, которые соединяют маятник задней подвески с вертикальным газонаполненным амортизатором и пружиной. По аналогичной схеме соединено с рамой и третье колесо мотоцикла. Его ход 130 мм.
Эффективность тормозов фирмы «Брембо» повышена за счет применения дисков большего диаметра: передний — 260 мм, задний— 220 мм. От ударных нагрузок руки гонщика предохраняет гидравлический демпфер руля оригинальной конструкции. Его перенесли наверх рулевой колонки, чтобы уберечь от попадания грязи и камней.
Интересно, что опыт работы над доводкой «Востока» нашел свое воплощение и в разработках дисковых тормозных систем и газонаполненных амортизаторов для серийных отечественных мотоциклов.
В минувшем сезоне, выступая на мотоцикле «Востоке», советские гонщики Сергей Щербинин и Сергей Зырянов выиграли пять престижных международных кроссов, а в нынешнем — сумели на открытом чемпионате Швейцарии победить прошлогодних чемпионов мира — экипаж Хюссер — Кессер.
Между тем наш мотоцикл «Восток» имеет немалый резерв повышения мощности как за счет доводки серийного пока цилиндра, так и за счет увеличения его рабочего объема до разрешенных 750 см³.