Самообладание в самых опасных ситуациях для гонщиков-мотокольцевиков вещь просто необходимая. И потому, наверное, рыцари «королевы мотоспорта» люди, обычно сдержанные. Словно по негласному придворному этикету, не любят они бурно выражать свои чувства.
Впрочем, на международных гонках на Большой приз «Калева», что прошли в середине июня в Таллинне, молодой гонщик финн Микка Туоминен нарушил «правила хорошего тона». Случилось, что он упал на самом крутом вираже шестикилометровой трассы, так называемом «румми». Переднее колесо беспомощно лежащего «Кавасаки» еще вращалось, когда Микка с трудом встал на ноги, швырнул в сторону перчатки и, расстегнув непослушными пальцами шлем, с размаху грохнул его о землю. Ни разу не обернувшись на разбитый мотоцикл, он пешком прошагал оставшийся до финиша километр.
Даже в закрытом парке, где его окружили друзья, он никак не мог успокоиться. Наши гонщики не советовали мне приставать с расспросами, и лишь у финских механиков удалось разузнать кое-какие подробности. Оказывается, у гонщика Туоминена, уверенно возглавлявшего гонку, когда он умчался уже на последний круг, мотор новенького «Кавасаки» внезапно умолк — на входе в вираж Микка коленом умудрился закрыть топливный краник. Пока двигатель снова «ожил», честолюбивый финн оказался на втором месте. Это его никак не устраивало и он, сломя голову, бросился в погоню. Соперника он настиг перед почти стоградусным «румми» и... , как утверждают знатоки, явно «передержал газ». В итоге обладателем Большого приза в классе мотоциклов «супербайк» стал двадцатишестилетний Март Лаял из Эстонии.
Удивительная в полном смысле слова карьера Марта на «кольце» всерьез началась, по существу, всего год назад. Отличный кроссмен Март в прошлом году сел на еще пахнувший краской гоночный «Вихур-414» с двигателем 43-250 — мотоцикл, который делают в Таллинне для спортсменов сборной страны, выступающих в так называемом классе «соцформула».
Дебют на чемпионате республики прошел успешно, а через неделю гонщик Лаял стал обладателем Большого приза «Калева». Кажется, его маститые соперники не сомневались, что поставят на место «молодого выскочку», но спустя месяц он — уже чемпион страны. А еще через некоторое время Марта с любопытством разглядывали на пьедестале почета участники этапа Кубка дружбы в Чехословакии, куда ему едва успели оформить загранпаспорт. На следующем этапе в ГДР они все еще выясняли, что за «темную лошадку» привезла наша сборная, а в сентябре ему уже аплодировали при вручении итоговой серебряной награды Кубка-89.
Этой весной Март пересел на семисотпятидесятикубовый «Кавасаки» класса «супербайк». И вот его пятое выступление, и первая победа в престижном классе. Кстати, на подобных четырехтактных машинах теперь выступают его земляки гонщики Юрий Раудсик и Юри Рандла-младший, латыши Алвис Приедитис, Дзинтарс Мужниекс и Айнарс Карро.
— Этот выбор не случаен,— сказал мне знаменитый в прошлом гонщик Юрий Рандла-старший, возглавляющий ныне федерацию мотоспорта Эстонии,— надежность таких спортивно-серийных машин просто непривычна для наших гонщиков. По инициативе ФМС Эстонии и благодаря помощи спонсоров они уже стартовали на соревнованиях в Великобритании, Швеции и Финляндии. Их «супербайки» пробежали на тренировках и гонках около трех тысяч километров и пока не требуют ремонта! Вдобавок и стоят они гораздо дешевле своих уникальных двухтактных гоночных собратьев. Короче говоря, надежды на возрождение «кольца» связаны у нас с «супербайком».
Добавим, что и в Таллинне заезд именно в этом классе машин стал своего рода «изюминкой» Большого приза «Калева». Впрочем, не менее остро проходила борьба и в классе 250 см3. Со старта вперед вырвался опытнейший 47-летний швед гонщик Эйлерт Лундстед, а следом за ним, словно тень, мчался гонщик Пеэтер Коваль из Вильянди. Накануне эстонский гонщик под проливным дождем блестяще победил в классе 125 см3 и теперь стремился повторить свой успех. Поначалу казалось, что ему это удается. Уже на четвертом круге он обошел лидера. Но упорный швед не отставал и сумел-таки вновь выйти вперед. Перед финишем гонщик Пеэтер второй раз пошел на обгон, но все же уступил сопернику буквально полколеса.
Болельщики-знатоки досадовали: ну вот, сам же и научил шведа секретам таллиннской трассы, зачем обгонял его в начале гонки?
— Эйлерт на «кольце» с шестнадцати лет, и учить его я бы не взялся,— улыбнулся эстонский спортсмен. Пеэтер уже вылез из тесного кожаного комбинезона, надел обычный костюм, и было трудно поверить, что за плечами у него изнурительная восьми десяти километровая гонка.— В нашем деле есть свои маленькие хитрости. Перед гонкой, чтобы переиграть Лундстеда, я поставил на своем «Вихуре» передачу подлинней, чем у шведа. Иными словами — поменьше звездочку на заднее колесо. Теперь моя машина могла развить большую скорость, но набирала ее медленней. Чтобы не отстать от более динамичной «Априлии» Эйлерта, приходилось сидеть в «воздушном мешке» за машиной соперника, который невольно «помогал» мне разгоняться. Зато на самой длинной прямой, когда стрелка тахометра на «Априлии» замирала у предельной черты, можно было идти на обгон. В первый раз этот маневр мне удался. А вот в решающий момент не сразу включилась передача.
В этом году Большой приз «Калева» собрал немало зарубежных гонщиков: из Швеции, Финляндии, Дании и Чехословакии. Они выступали в классах «супербайк», 125 и 250 см3, а также 750 см3 с колясками, где победил шведский экипаж А. Шварц — Л. Густавссон. Приятно, что на этот раз кое-кто из наших гонщиков выглядел на трассе не хуже иностранных гостей. Несколько гонщиков из Прибалтики благодаря исключительной здесь популярности мотоспорта сумели найти себе состоятельных спонсоров в лице крупных агрофирм, совместных предприятий и кооперативов, располагающих твердой валютой. Теперь они имеют не только отменную экипировку и спортивную технику, но и прекрасные сервисные автомобили. В них можно перевозить запчасти и мотоцикл, приготовить в уютном салоне обед, принять душ и переночевать в пути. Впрочем...
— У меня нет уверенности в завтрашнем дне,— признался мне гонщик Дзинтарс Мужни - екс, впервые в этом году выступавший в Финляндии на «Кавасаки», приобретенном заводом РАФ.— В свои двадцать восемь лет я не считаю себя ветераном, но, когда на финише первой же гонки в Суоми совсем молодые парни «привезли» мне целый круг, понял, что в прошедшие годы изоляции наших «кольцевиков» от мирового спорта мы просто топтались на месте. Долгое время Кубок дружбы был для нас единственным международным соревнованием. Теперь и его не стало, и мы, кажется, оказались вообще не нужны. Сейчас каждый выкручивается, как может. Я уверен, что смогу наверстать упущенное, но хватит ли на это терпения и средств у моих спонсоров?
Если даже у немногих «счастливчиков» далеко не сладкая жизнь, что же говорить о дальнейшей судьбе гонщиков А. Московки, И. Щеголенкова и их товарищей по сборной, не сумевших заручиться финансовой поддержкой спонсоров? Похоже, что для них остается невеселая перспектива участвовать лишь в двух этапах союзного первенства на «антикварных» отечественных машинах. Стартовать в международных гонках на такой отсталой технике давно уже и в голову никому не приходит.
Видимо, поэтому интерес к заездам на отечественных мотоциклах падает с каждым годом и у зрителей, и у гонщиков. Не стали исключением и соревнования на Большой приз «Калева». Зато, с какой завистью, позабыв про свои «мински», «ижи» и «ковровцы», смотрели наши молодые спортсмены на многоцветную карусель международных гонок. Одетые в черные или темно-коричневые комбинезоны — как будто в природе других цветов нет,— стояли они у самой обочины трассы. А мимо, оставляя в воздухе аромат дорогого «Кастроля», проносились «хонды», «ямахи» и «кавасаки».
Жаль, если они так навсегда и останутся на обочине мирового спорта. Впрочем, «гонщики-кольцевики» — люди, как известно, сдержанные и не любят сетовать на судьбу.